Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.81.54.001
УДК: 378.937: 15
ББК: 74.480.26: 88.4
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. В. Смирнова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гу-манитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЭМПАТИЙНО-ПАРТИСИПАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается эмпатийно-партисипативная компетенция, являющаяся одной из составляющих лидерской компетентности учителя как социальной формы его активности и базирующаяся на взаимодействии с обучающимися на основе равноправного партнерства, взаимного уважения, толерантности, гуманизма и умения работать в команде. Цель статьи заключается в опи-

 

сании структуры и содержанияэмпатийно-партисипативной компетенции и влияния ее компонентов на лидерскую деятельность учителя.

Материалы и методы. Основным методом исследования выступает анализ нормативных документов и научной литературы, посвященной проблеме формирования лидерской компетентности учителя и ее соcтавляющих, в частности эмпатийно-партисипативной компетенции.

Результаты. На основе анализа понятий лидерства, эмпатии, партисипативности дано определение эмпатийно-партисипативной компетенции, описаны ее структура и содержание, а также влияние ее компонентов на лидерскую компетентность учителя.

Обсуждение. Состоит в выявлении и описании влияния компонентов эмпатийно-партисипативной компетенции на лидерскую компетентность учителя.

Заключение. Делается вывод о том, что эмпатийно-партисипативная компетенция обеспечивает развитие умений работать в команде, устанавливать позитивные отношения с окружающей средой, корректно оценивать свои возможности и возможности других людей, брать на себя ответственность за принятые решения, что позволяет сформировать личность педагога, обладающего лидерскими качествами.

Ключевые слова

лидерская компетентность, эмпатия, партисипативность, эмпатийно-партисипативная компетенция, лидерская деятельность

Основные положения

– проведен анализ теоретических основ эмпатийно-партисипативной компетенции как педагогического феномена;

– разработан категориально-понятийный аппарат, отражающий структуру и содержание эмпатийно-партисипативной компетенции;

– выявлено и описано влияние эмпатийно-партисипативной

компетенции на лидерскую компетентность учителя.

Цитировать публикацию

Афанасьева, О. Ю.  ЭМПАТИЙНО-ПАРТИСИПАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ [Текст] / О. Ю. Афанасьева, М. В. Смирнова, М. Г. Федотова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. (№ 5-2019) 7-19. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.81.54.001.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 22 февраля.2018 г. № 125 с приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 15 марта 2018 г. № 50358. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Galton F. Inquiries into human faculty and its development. London, MacMillan and Co, 1883. 420 p. URL: https://archive.org/details/inquiriesintohum00galt (дата обращения: 19.10.2019).

3. Hersey P. The situational Leader: The Other 59 Minutes. The Global Home of SituationalLeadership “The Centre for Leadership Studies”, 1984. 117 p. ISBN 10: 0931619017.

4. Gerth H., Mills C.W., Eds.: Hulett E. & Stranger R. A Sociological Note on Leadership. Problems in Social Psychology. Urbana, USA, University of Illinois Press, 1952.

5. Evans M.G. Leadership and motivation: A core concept. Academy of Management Journal, 1970. (13), 91–102 p.

6. Fiedler F.E. & Chemers M.M. Improving Leadership Effectiveness: The Leader Match Concept. New York, John Wiley and Sons, 1984. 270 р.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. Mосква : Mысль, 1971. – 352 с.

8. Касаткина Н. С., Шкитина Н. С. Педагогические модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов // Вестник Южно-Уральского го-сударственного гуманитарно-педагогического университета. № 2, 2019. C. 19–209.

9. Goleman D. Emotional intelligence. New York, Bantam books. 2006. 358 p.

10. Никитина Е. Ю. Партисипативный подход как методологический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С.163–170.

11. Синк Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М. : Прогресс, 1989. – 528 c.